Воспитанники городского Дворца творчества юных прошли археологическую практику на Троицком раскопе

Археологическая практика учащихся городского Дворца творчества юных (7-11 класс) проходила с 27 июня по 3 июля в Великом Новгороде. Многие из них впервые оказались в такой экспедиции. Эта практика – логичное продолжение занятий, которые они посещали в течение всего учебного года.

Этим летом ребята побывали в нескольких реставрационных мастерских, увидели памятники древнерусского зодчества и, конечно, осмотрели археологические памятники XII-XV веков. В Центре музыкальных древностей для них устроили уникальную лекцию-концерт на базе инструментов, что были найдены и восстановлены в процессе раскопов Новгорода.

Практическая деятельность ребят проходила на Троицком раскопе, который исследуется с начала 70-х годов XX века, а назван так потому, что рядом находится церковь Троицы. Наш археологический коллектив выезжает сюда практически каждый год уже более 10 лет. Когда-то это место называлось Людин Конец (от слова «люди») – один из пяти районов (концов) древнего Новгорода, где проживало довольно обеспеченное население. Место неоднократно упоминается в Новгородской летописи.

Как рассказала руководитель археологической практики Дворца Тамара Жеглова, работа на раскопах строится по определенным принципам. Место поселения разбивается на квадраты и исследуется послойно. В каждом квадрате два практиканта осторожно разбирают землю лопатой, а затем перебирают ее руками. В небольшие ящички откладываются находки.

Что же могут обнаружить ребята? Находки бывают двух категорий: массовые (например, кости животных, орехи, обрезки кожи, фрагменты керамики) и индивидуальные (самая желанная из них – берестяная грамота, украшение или сохранившийся бытовой предмет). На такой предмет пишется отдельная этикетка и фиксируется имя того, кто ее обнаружил. Кстати, индивидуальная находка – это вовсе не обязательно какой-то прекрасный предмет, возможно, это простая вещь с ясным бытовым применением.

На этот раз ребята нашли ботало XII века – устройство для загона рыбы в сети. Его надевали на конец шеста и били по воде, направляя рыбу за счет издаваемого шума. Именно массовые находки несут исследователям огромное количество информации. Например, по обрезкам кожи (дырочкам, нанесенному орнаменту) можно многое сказать о крое древней обуви, а по виду керамики, найденной в том или ином культурном слое, датировать временной период. Помимо ботала, нашим археологам удалось извлечь фрагменты двух стеклянных браслетов, деревянную ложку с резной ручкой, обувь из кожи и пряслице (грузик для утяжеления ручного веретена и крепления на нем пряжи).

До экспедиции школьники учились тому, как нужно описывать найденные предметы, как составлять опись, на что обращать особое внимание в процессе выемки – теперь все эти знания пригодились им на практике.

Источник: Комитет по образованию.

Фото: Комитет по образованию.